Тема: "Проблема нравственного выбора подростка в повести Н.Г. Гарина-Михайловского "Детство Темы" (главы: «Старый колодезь», "Ябеда", «Экзамены», «Отец»).
Урок внеклассного чтения в 5 классе
Цель: создание условий для определения детьми замысла и поэтики писателя через анализ его произведения.
Планируемые результаты:
Предметные: формулировать главную мысль текста; находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя, отношения рассказчика к герою; учить анализировать текст; совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью.
Познавательные УУД:
- использовать новую информацию для решения учебных заданий;
- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- самостоятельно отбирать (использовать) информацию (из различных источников), используя ее для решения поставленной задачи;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- выдвигать гипотезы (предположения);
- анализировать, сравнивать, группировать;
- извлекать необходимую информацию для выполнения учебных задач;
- применять знания в нестандартной ситуации;
- формировать умения смыслового чтения;
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
- осуществлять решение учебной задачи самостоятельно с опорой на предложенный план;
- находить в тексте ответы на вопросы (находить и выделять необходимую информацию);
- систематизировать, обобщать изученное.
Коммуникативные УУД:
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- осуществлять работу в паре в группе.
Регулятивные УУД:
- осуществлять самоконтроль/взаимоконтроль;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- планировать своё действие;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
- самостоятельно (или с помощью учителя) планировать свою деятельность по решению учебного задания;
- действовать по алгоритму;
- ориентироваться в содержании предмета;
- самостоятельно планировать и осуществлять текущий контроль своих действий;
- контролировать и корректировать свою деятельность;
- контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и способу действия.
Оборудование: ноутбук, колонки, проектор, экран, выход в интернет, телефон с программой считывателя QR КОДОВ, таймер, текст главы на каждую группу, план на главы на каждую группу, скотч и ножницы на каждую группу, памятка и листы для работы на каждую группу, дерево и текстовыделитель на каждую группу.
Ход урока:
1. Орг.момент (1мин.)
2. Стадия «ВЫЗОВ» (2 мин.)
2.1 Просмотр отрывка из художественного фильма «Детство Темы» (1 мин.) (с 1.30 до 2.32)
2.2 Беседа (1 мин.)
- Отрывок из какого фильма мы посмотрели?
- Кто автор этого произведения?
3. Стадия «Осмысление» (28 минут)
3.1. Просмотр презентации:
- Биография писателя,
- автобиографическая тетралогия (4 мин.)
3.2 ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
«Что же хотел нам сказать автор своим произведением?»
Как мы можем это понять? (работа с текстом)
Работа в группах по инструкции (24 минут). На каждом этапе работы будет включен таймер, чтобы дети могли следить за временем.
3.3 Работа с иллюстрацией (1 минута)
- У вас на столе есть иллюстрация, определите и подпишите к какой она главе. С этой главой вам предстоит сегодня работать.
3.4Словарная работа (6 минут)
Поработайте с текстом главы. Найдите и запишите слова, значение которых вы не знаете (6 слов), найдите и запишите кратко их значение в словарике. Для многозначных слов выберите только то значение, которое вам подходит. Озвучьте результаты. Сделайте выводы.
3.5«Перепутанные логические цепочки». Работа с цитатным планом. Проверка правильности выполнения с помощью рисунка и QR кода (2 минуты + 2 минуты проверка). Кратко перескажите главу по плану.
3.6 «Дерево предсказаний» + маркировка текста (14 минут).
Каждая группа выдвигает и записывает на дерево свои предположения согласно вопросу (по 3), затем ищет подтверждение в тексте и выделяет нужные предложения, которые потом будет зачитывать. Сделайте выводы.
1 группа – гл. «Старый колодезь»
Страх и любовь
2 группа – гл. «Ябеда»
Ябедничество или честность?
3 группа – гл. «Экзамены»
Обман или переэкзаменовка
4 группа – гл. «Отец»
Горе или взросление
Выступление каждой группы
4. Стадия «Рефлексия» (8 минут)
Делаем выводы (2 минуты)
В своей книге автор выразил мысль, что детство – это не только радостная, безмятежная пора. Дети, наравне со взрослыми, учатся быть сильными, честными, благородными.
Синквейн (3 минуты)
Рефлексия: (2 минуты)
- Что получилось?
- В чем сложность?
Выставление оценок (1 минута)
Домашнее задание: (Сочинение-рассуждение «Хотел бы я иметь такого друга, как Тема? Почему?»)