Обычно после прочтения текста учитель задает классу вопросы, чтобы проверить, как ученики поняли содержание. Однако гораздо больший эффект мы получим, если научим ребят самих задавать вопросы по прочитанному.
Зачем это нужно?
Умение отвечать на вопросы - это репродуктивный способ получения информации. Умение задавать вопросы - это деятельностный подход. Прежде чем задать вопрос, ученик должен осмыслить содержание, осознать цель задаваемого вопроса, подобрать правильное вопросительное слово и лишь потом уже сформулировать сам вопрос. Это сложный умственный процесс, который способствует более глубокому усвоению информации.
Как учить задавать вопросы?
Прием 1. Вопросы учителя
Разумеется, на первых порах мы будем использовать традиционный репродуктивный метод задавания вопросов. Учитель сам составляет вопросы к тексту и предлагает их классу, или ученики читают вопросы, данные в учебнике, и отвечают на них.
На этом этапе стоит обращать внимание на сами формулировки вопросов, на то, что вопросы типа "Что?", "Кто?", "Где?", "Когда?" нацелены на поиск фактов, а вопросы типа "Почему?", "С какой целью?", "При каком условии?" и т.п. заставляют сравнивать, анализировать прочитанное. Стоит поинтересоваться у детей, какие вопросы показались им более простыми и сложными; на какие можно дать однозначный ответ, а на какие нельзя; для ответов на какие вопросы недостаточно привести только один факт из текста и т.д.
Таким образом мы знакомим детей с разновидностями вопросов, показываем, что у каждого вопроса своя цель.
Кстати, о типах вопросов, которые можно задавать ученикам можно узнать здесь.
Прием 2. Вопросы-навигаторы
Учитель заранее составляет к тексту вопросы, которые будут выполнять для учеников навигационную функцию при чтении текста. Вопросы надо записать на доске или на карточках. Ориентируясь на них, ученики будут знать, какую именно информацию им следует найти в тексте.
Найденные ответы дети подчеркивают простым карандашом и помечают на полях цифрами, соответствующими номерам вопросов. После прочтения текста необходимо обсудить с учащимися полученную информацию.
Таким образом мы показываем ученикам, что к любому тексту надо "идти с вопросами".
Более подробно об этом и других приемах можно прочитать здесь.
Прием 3. Чтение с остановками
Это одна из стратегий технологии критического мышления. Учитель делит текст на смысловые части, после прочтения каждой их которых останавливает ребят и задает вопрос, касающийся или прочитанного, или прогнозов о дальнейшем содержании. Когда ребята освоят этот прием, можно предлагать им самим ставить подобные вопросы.
Эта стратегия способствует вдумчивому чтению, развитию воображения.
Более подробно про эту стратегию читайте здесь.
Прием 4. Вопросный план
Такой план записывается в виде вопросов к каждой части (микротеме) текста. Вопросы должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. Составить вопросный план помогут вопросительные слова: кто, что (и их падежные формы), как, когда, где, куда, сколько, почему, ли.
Подробно об этом и других видах планов можно узнать здесь.
Прием 5. Вопросительные слова
Просим учеников составить вопросы по содержанию текста, используя вопросительные слова:
-
Как..?
-
Что..?
-
Кто..?
-
Где..?
-
Почему..?
-
Сколько..?
-
Откуда..?
-
Какой..?
-
Зачем..?
-
Каким образом..?
-
Какая взаимосвязь..?
-
Что дальше..?
Этот прием поможет ученикам правильно формулировать вопросы, так как зачастую дети не знают, каким именно образом задать вопрос. Вопросительные слова направляют их мысли.
Прием 6. Кубик Блума
Это еще один прием технологии критического мышления, который позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Для этого используется кубик с надписями на гранях: "Назови", "Почему", "Объясни", "Предложи", "Придумай", "Поделись". Дети бросают кубик и придумывают вопросы с опорой на выпавшее на грани слово.
“Назови”. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ученику предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. (“Назови, кто…”).
“Почему”. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
“Объясни”. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы (“Объясни, как…”).
“Предложи”. Ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций ("Предложи, где можно использовать...")
“Придумай”. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла ("Придумай, что будет, если...").
“Поделись”. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке ("Поделись, что ты чувствуешь...").
Прием 7. Толстые и тонкие вопросы
Учитель предлагает детям придумать вопросы по прочитанному тексту. «Тонкие» вопросы предполагают репродуктивный (однозначный) ответ, а «толстые» (проблемные) требуют глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализа информации.
Тонкие вопросы: кто..., что..., когда...., где..., куда..., откуда..., как..., может ли..., будет ли..., мог ли..., как звали..., было ли..., согласны ли вы..., верно ли...
Толстые вопросы: дайте объяснение, почему...; почему вы думаете...; почему вы считаете...; в чем разница...; предположите, что будет, если..., что, если...
Этот прием помогает учить детей задавать разные типы вопросов.
Прием 8. Пять вопросов
После прочтения текста (возможно, домашнего) учитель предлагает ученикам составить вопросы по содержанию текста и записать каждый на отдельный листочек. Затем все вопросы складывают в коробку (шляпу, мешочек), к доске вызывается один из учеников, который, как в лотерее, вытаскивает 5 вопросов по очереди и отвечает на них. Отметка ставится по количеству правильных ответов. Автор лучшего вопроса награждается.
Прием 9. Интервью с героем (автором)
Учитель вызывает двух учеников, один из которых интервьюер, а второй - герой прочитанного текста (или как вариант - его автор). Первый ученик должен провести "интервью" с героем (автором), задав ему несколько вопросов с опорой на прочитанный текст. Вопросы можно подготовить заранее.
Прием 10. Ответ - вопрос
Учитель дает ученикам несколько фактов из прочитанного текста, которые звучат как ответы. Ученики должны подобрать к каждому ответу вопрос.
Используя эти приемы, можно научить ребят задавать вопросы к тексту. Конечно, произойдет это не за один день, но систематическая работа обязательно принесет свои плоды.