Ход урока:
1. Знакомство с понятием «маленький человек».
Учитель: Как вы понимаете смысл словосочетания «маленький человек»? Подберите к этому словосочетанию ассоциации. Какого человека можно назвать «маленьким»?
(Примерные ответы учеников:
Маленький – невысокого роста , незаметный, бедный , низкого социального происхождения , недалекий, безобидный и жалкий, с низкой должностью, с бесцельным существованием).
Составление схемы.
Учитель: Можно ли сказать, что Башмачкин – полностью никчемный человек? Есть ли что-то, в чем проявляется его сила, творческое начало? (Работа, настойчивость в достижении цели).
2. Работа с композицией.
- Вспомните, из каких частей состоит композиция эпического произведения.
- Выделите эти части в повести.
- Начертим композиционную кривую и нанесем на нее события, соответствующие композиционным частям.
Экспозиция – рассказ о Башмачкине, истории его имени, родителях, службе, отношениях коллег.
Завязка – прохудилась шинель.
Развитие действия – беседы с портным Петровичем, накопление денег, пошив новой шинели, поход в гости.
Кульминация – нападение и ограбление.
Развитие действия – поиски шинели, поход к значительному лицу.
Развязка – смерть чиновника.
Эпилог - призрак, отнимающий шинели.
3. Работа над образом Башмачкина. Роль композиции в раскрытии этого образа.
Задание: Проанализируйте поведение Акакия Акакиевича в каждой из частей повести. С какого момента, как и почему изменилось его поведение? Подтвердите цитатами из текста.
1) Экспозиция
Задание: Найдите в тексте доказательства того, что Акакий Акакиевич Башмачкин – маленький человек во всех смыслах этого слова.
Цитаты:
"...один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным...".
"...вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели..."
"Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака..."
"В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически".
«Зачем вы меня обижаете?», «ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице».
Поведение: занимает низкую должность, бедный, неприметный, недалекий, униженный, жалкий, ничем не интересующийся.
2) Завязка
Задание: Найдите в тексте событие, в котором Акакий Акакиевич впервые повел себя по-другому.
Цитаты: «решил, что шинель нужно будет снести к Петровичу».
Поведение: впервые проявил решительность.
3) Развитие действия
Задание: Найдите в тексте описание того, какие действия совершает Акакий Акакиевич. Проследите, как меняются его поведение и отношение к жизни.
Цитаты:
«хотел было уже… на попятный двор»
«невольно выговорил»
«почти умоляющим голосом ребенка»
«совершенно уничтоженный»
«стал разговаривать с собою уже не отрывисто, но рассудительно и откровенно»
«всунул ему двугривенничик»
«думал, думал и решил»
Поведение: сначала жалкий, нерешительный, затем начинает совершать более смелые поступки. У Акакия Акакиевича появляется мечта - новая шинель, а вместе с этим - интерес к жизни и цель.
Задание: Найдите в тексте описание того, какие действия совершает Акакий Акакиевич для осуществления своей мечты и достижения цели. Каким он становится после того, как у него появилась новая шинель?
Цитаты:
«питался духовно, нося в мыслях своих вечную идею о будущей шинели»
«сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель»
«с лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность»
«чуть было даже не сделал ошибку»
«сердце его, вообще весьма покойное, начало биться»
«в самом праздничном расположении всех чувств»
«несколько раз даже усмехнулся от внутреннего удовольствия»
«он все усмехался»
«немножко посибаритствовал в постеле»
«остановился с любопытством перед освещенным окошком магазина»
«побежал вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамою»
Поведение: чем ближе цель, тем смелее и настойчивее Акакий Акакиевич, тем больше в нем появляется чувства собственного достоинства. Когда цель достигнута, он становится веселым, энергичным, он хочет жить, позволяет себе быть более свободным, раскованным, наслаждается жизнью.
4) Кульминация
Задание: Найдите в тексте описание того, какие действия совершает Акакий Акакиевич в момент ограбления. Проследите, как меняется его поведение.
Цитаты:
«веселость…значительно уменьшилась»
«сердце предчувствовало что-то недоброе».
«стал кричать»
«прибежал домой в совершенном беспорядке».
Поведение: испытывает страх, смятение, возвращаются беспомощность, безвольность.
5) Развитие действия
Задание: Проследите по тексту, у кого Акакий Акакиевич просит помощи, как реагируют люди на его просьбы, как меняется поведение героя. Заполните таблицу.
- Заполнение таблицы.
Поведение: Акакий Акакиевич подавлен, даже раздавлен, беспомощен, напуган, морально уничтожен.
Задание: Что осталось после смерти Акакия Акакиевича? Что это еще раз доказывает?
Цитаты:
"...во-первых, не было наследников, а во-вторых, оставалось очень немного наследства, именно: пучок гусиных перьев, десть белой казенной бумаги, три пары носков, две-три пуговицы, оторвавшиеся от панталон, и уже известный читателю капот".
"И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было. Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное..."
Вывод: Акакий Акакиевич - маленький, никому не нужный человек.
6) Эпилог
Задание: Прочитайте, как ведет себя появившийся в Петербурге призрак.
Цитаты:
«...наводя немалый страх на всех робких людей», «А! так вот ты наконец! Наконец я тебя того, поймал за воротник! Твоей-то шинели мне и нужно! Не похлопотал, да еще и распек, - отдавай же теперь свою!»
Поведение: вседозволенность, наглость, месть, абсолютная свобода действий.
Учитель: Какие приемы использует Н.В.Гоголь? (гипербола, антитеза)
- Понятие «гротеск»:
Гротеск - причудливое смешение в образе реального и фантастического, прекрасного и безобразного, трагического и комического – для более впечатляющего выражения творческого замысла.
4. Идея повести.
Учитель: Проследите еще раз перемены в поведении Акакия Акакиевича от начала повести до конца. Что же значит "маленький человек"? Что или кто делает человека "маленьким"?
Вывод: «Маленьким» человека делает общество; он становится жалким, униженным, ничтожным, но в нем не умирает человеческое достоинство.