Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал. Современная школа должна стать площадкой для непрерывного формирования личности. На уроках литературы мы обладаем уникальной возможностью создавать условия для развития умственных способностей обучающихся. Многие педагоги, особенно молодые учителя, часто задаются вопросами, как выстроить урок таким образом, чтобы ученик захотел размышлять над прочитанным текстом, задавать волнующие вопросы, совершать открытия и радоваться процессу поиска.
Методика преподавания литературы последних лет диктует новые методы, приемы и решения. Инновационный подход к обучению сейчас является самым продуктивным для решения задач, поставленных в образовании.
Ни для кого не секрет, что социальные сети занимают сейчас значимое место в жизни школьников. Так почему бы не воспользоваться случаем и не переманить «интернет-пространство» на свою сторону? Социальные сети – отличный тому пример.
Сегодня «набирает обороты» такой методический прием как социальная страничка героя или писателя. Она может быть выполнена на ватмане от руки и иметь оффлайн-статус, а может быть разработана на платформе определенной социальной сети в интернете – профиль героя.
Наиболее распространенной классификацией социальных Интернет-сетей является классификация по типам предоставляемых услуг:
— социальные сети, созданные для личного общения пользователей («ВКонтакте», «Одноклассники» и др.);
— социальные сети, созданные для делового общения (например, «LinkedIn»);
— социальные сети – блоггинговые ресурсы (например, «Твиттер» («Twitter») или «Живой Журнал» («Live Journal»)) [1].
В нашем случае, наиболее оптимальный вариант – сети для делового общения.
Классифицировать социальную страничку героя можно еще по одному признаку – активность. С одной стороны, созданный аккаунт может быть лишь домашним заданием, про которое забудут, как только учитель выставит оценку,но с другой – ваш герой может вести активную интернет-жизнь: создавать сообщества, писать сообщения, принимать «заявки в друзья», выкладывать посты на свою стену, формируя некий контент. Ярким примером станет страничка одного из крупнейших поэтов XX века – Владимира Владимировича
Маяковского (https://vk.com/id450939205).
Справедливо спросить, для чего вообще заводить данную страничку? Каковы цели? Продуктивен ли данный вид деятельности?
Литературное произведение, прежде всего, сплошной текст, который не дополнен таблицами, схемами и прочим визуальным сопровождением. Единственное, на что мы можем рассчитывать – это деление на главы и
авторские ремарки. Чаще всего, большой объем неструктурированного текста не усваивается, и велика вероятность «упустить» важную деталь. Социальная страничка героя – это некий вид «несплошного текста». К несплошным текстам относят графики, диаграммы, схемы (кластеры), таблицы, географические карты
и карты местности; различные планы (помещения, местности, сооружения); входные билеты, расписание движения транспорта, карты сайтов, рекламные постеры, меню, обложки журналов и др.[2]. Текст, поданный читателю в таком виде, не просто запоминается, но и позволяет выстроить некие причинно-следственные связи, линии взаимоотношений с другими героями произведения, проанализировать внутренний мир героя с помощью его личных сообщений и записей. Столь детальная разработка личного профиля позволяет ученику более подробно изучить биографию героя, его увлечения, родственников.
На первый взгляд может показаться, что создание профиля — слишком простое задание, но это заблуждение. Сбор информации, подборка иллюстративного материала, видеоконтента, поиск определенных групп и
сообществ занимает много времени. Данный вид деятельности можно оформить как исследовательскую работу, добавив еще одного героя или писателя и сравнив их профили по заданным критериям.
Бывает и такое, что у ученика отсутствует компьютер или постоянный доступ к сети Интернет, но это не значит, что такое задание ему не стоит задавать. Можно оформить оффлайн-страничку в рукописном варианте, что тоже вызовет большой интерес.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Логвина И. Формирование навыков функционального чтения. Книга для
учителя / И. Логвина, Л. Рождественская. – Тарту, TARTU ULICOOL. NARVA
KOLLEDZ, 2012. – 58 с
Тоискин В. С. Классификация социальных сетей Интернет, как
элементов социальных структур. / В. С. Тоискин, В. В. Красильников. – Режим
доступа: http://econf.rae.ru/article/7041 (дата обращения: 2.10.2018).